Казалось бы, нет миссии понятнее и проще, чем вернуть интерес к какой-нибудь, некогда могучей, особенно древней серии файтингов. Просчитать сам алгоритм разработки труда не составит (базовые вещи вроде button mashing с середины девяностых никто не отменял и они по-прежнему дико интересны публике), а тернистые формальности рыночной борьбы в данном случае и вовсе чистой воды миф: ну кто, скажите, решит противопоставить новую марку какому-нибудь ремейку Soul Calibur? Тем не менее, вот уже на протяжении без малого одного поколения консолей мы видим как процесс перерождения и переосмысления обретает статус легитимного искусства: пока одни (Capcom) вводят в привычную жанровую среду технологию cell-shading и вешают гирлянды в виде сочных задников, другие (Namco Bandai) старательно рисуют геймплейный канон на новом движке. Масса способов, десятки результатов. Однако если же вам, как и нам, всю сознательную жизнь был любопытен исход прямого переноса культовой, нарочито не тронутой граблями прогресса игры на колосистые поля новейших технологий, приглашаем посетить экскурсию под самым интригующим в мире названием: «современный Mortal Kombat».
Первое, что впивается во взгляд при знакомстве с пресс-релизом Mortal Kombat (2011)- удивительная комплексность проекта. Разработчики Netherrealm Studios (старая добрая Midway под вечным патронташем Warner Bros.) волевым жестом не только дистанцировали вселенную ото всех прочих жанров и медийных направлений, но и замкнули ее на главном - сражениях. По предварительным данным файтинг создается на основе оригинальной Mega Drive-трилогии (все знают, что линейка родом с автоматов, но предпочитают говорить иначе), однако авторы столь поглощены своим творческим минимализмом, что рискуют убрать из Mortal Kombat даже традиционную Test Your Might! - незаслуженно забытую и милую ортодоксальным фанатам первых двух частей промежуточную мини-игру. Впрочем, обозвать минимализмом в привычном понимании этого слова ту, за неимением более точного определения, жесть, что творится в предрелизных роликах, можно лишь со значительной натяжкой. Перед нами скорее дистиллят всей серии - минимальный порог вхождения, максимум концентрированного мордобоя.
Конечно, первым делом напрашиваются сравнения с третьей (по мнению многих - лучшей) частью и ее культовым апдейтом - Ultimate. Вот, скажем бойцы. Авторы прекрасно понимают, что друг без друга даже лучшие персонажи вселенной Mortal Kombat не стоят и выеденного яйца (см., например, неоднозначное сольное выступление Саб-Зиро в платформере Mortal Kombat: Mythologies Sub-Zero) и на полном серьезе собирает воистину звездный состав. Пилотный трейлер удивил даже фанатов: помимо вполне ожидаемых и узнаваемых всеми Рептилии, Джонни Кейджа, Кун Лао и Сектора, в видео отчетливо проявились жутко-синие очи Рейко (представитель «второй волны» героев, дебютировал в MK4), багровая повязка Кенши и обтянутый кожей бюст Киры (последние - завсегдатаи серии лишь с 2002 года). Это далеко не исчерпывающий список сюрпризов - уже сегодня фанатские форумы наводняют тонны небезосновательных догадок и наблюдений. Всего предвидится чуть менее тридцати бойцов, причем принцип отбора святой создатель серии Эд Бун не скрывает: игроки увидят исключительно самых ярких и, в некоторых случаях, наиболее интересных в контексте общей истории персонажей.
Если по духу и принципам создания Mortal Kombat (2011) ближе к Ultimate, то контент создается с оглядкой на легендарные образцы 1992 и 1993 годов. К примеру, арены. Большинство из них дизайнеры даже трогать толком не стали, а просто бережно перенесли из тех самых ранних частей на новый движок. Будет и царская Throne Room, и жуткая Living Forest (та самая, с ожившими плющами) и гладиаторская Kahn's Arena.
Для кого-то это прозвучит как вселенское откровение, но помимо фантастического драйва и гор сломанных хребтов в Mortal Kombat всегда был сюжет. Ужасно запутанный, с кучей драматических виньеток, зачатками фэнтези, непременными Светлой и Темной сторонами и периодическими проблесками интриги. Дабы не углубляться в перипетии всех двадцати игр, расскажем лишь завязку - благо поклонники вселенной и так все давно знают, а новичкам события частей в формате этой статьи покажутся дикой кашей. В нескольких словах, Mortal Kombat (2011) всецело посвящена феерическому персонажу Райдену - богу грома, владеющему телепортацией. В битвах Райден предпочитает задействовать силы грозовой стихии, его память хранит события от начала времен, он бессмертен и вообще по всем формальным признакам напоминает какую-то излишне брутальную версию Зевса. В новой игре он получает предупредительное сообщение из будущего от себя родимого (вот-вот готового погибнуть от рук Шао-Кана) - это, если верить разработчикам, такая немногословная завязка.
Наконец, главное - механика тоже сохранится в первозданном виде. Забудьте гнилые эксперименты с 3D, писк сезона - две оси перемещения. Остальные детали вспомните, пожалуйста, сами: разбитые геймпады от Mega Drive и добивающий прием с бесцеремонным вырыванием позвоночника под жуткий 16-битный аккомпанемент даже спустя пятнадцать лет без особых усилий легко освежить в памяти.
И вот удивительное дело: несмотря на архаичные основы и преданность традициям (а многие MK появлялись на свет не самыми технологичными проектами), выглядит свежая «Смертельная битва» великолепно. Со времен Mortal Kombat vs DC Universe (создававшейся на том же движке - UE3) модели прилично ощетинились полигонами, освещение доросло до уровня приличного шутера, да и бить по морде здесь, кажется, стало куда приятнее, чем раньше. Все дело в физике: кровь честно устремляется по наспех заданной траектории, полученные повреждения украшают персонажа до последней секунды «Finish Him!», кости ломаются как надо. Прямо все как мы хотели и ждали.
Конечно, если сейчас мы скажем что-то в духе «самый красивый файтинг на свете», кто-то презрительно фыркнет и ткнет пальцем в Street Fighter 4, Но сравнивать эти игры - все равно что проводить аналогии между Bayonetta и God of War 3. То есть и выход более-менее совпадает, и процесс из-за чужого плеча похож, но там где у одной - высокое художество в виде умопомрачительных небесных пасторалей, у другой - грубое пиршество шейдеров. В конце концов, кто-то удивляет вкусом, а кто-то - наплевательским отношением даже к рейтингу «R».
Апогеем визуальной части выступают полноценные CG-ролики, что для жанра, конечно, событие. Высокобюджетные зарисовки из жизни шаолиньских монахов украсят собой исключительно Story Mode. И это вполне оправдано: мультиплеер здесь - совершенно самобытная вещь, единственной точкой пересечения которой с «синглом» служит разве что механика. Будут специальный массовый режим (8 игроков, деленные на команды), продвинутый многопользовательский сервис с чатами и всевозможными рейтингами и регулярные апдейт-порции контента. В конце концов, именно в схватках с живыми игроками проявят себя все тонкости боевой системы, вроде дополнительных характеристик персонажа (располагаются рядом со шкалой здоровья). Так, ключевая полоска «Super Meter» поделена на три сектора, каждый из которых серьезно влияет на бойца: набрав определенную энергию, вы можете мгновенно открыть пару козырных приемов, недоступных ранее. Или ловко прервать хитрое комбо противника, которое тот самозабвенно выстукивал на джойстике последние две минуты.
до самой даты релиза. Игру примут крайне дружелюбно - это ясно любому, кто в детстве, как и любой сознательный ребенок планеты Земля, пускал масло Нуб-Сайботу, замораживал Кунг-Лао, распиливал бритвенной шляпой бюст пышногрудой Сони и пробивал гарпуном грудную клетку Райдена. Вместе с тем непонятно, сколько дней подряд наши современники готовы проделывать подобные вещи с искренним интересом. В середине 90-х мало кто из нас видел Soul Calibur и Tekken. Virtual Fighter оставался привилегий счастливых владельцев SEGA Saturn и SEGA 32X. Сегодня рынок делят навскидку пять популярных серий файтингов, и как поведет себя в этой ситуации MK - даже представить страшно. Остается лишь ждать, «Fight!» прозвучит уже весной.